О работе Тульского УФАС России по контролю за осуществлением закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ
16 марта 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

Среди сфер контроля антимонопольного органа находится законодательство о контрактной системе. Антимонопольный орган осуществляет в частности:

-рассмотрение жалоб, поданных участникам закупки, результатом может быть выдача обязательного для исполнения предписания, в том числе об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также антимонопольный орган осуществляет привлечение заказчиков, их должностных лиц к административной ответственности за нарушение требований Закона о контрактной системе;

-осуществляет рассмотрение вопросов о включении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков.

Так институт досудебного обжалования – путем подачи жалобы в антимонопольный орган, широко развит.

За  2019 год Тульским УФАС России рассмотрено 334 жалобы в сфере закупок, по итогам рассмотрения которых выдано 118 предписаний. При этом  возбуждено 203 административных дела, из них вынесено 181 постановление о наложении штрафа на сумму 1925,0 тыс. руб.

По данным ФАС России в целом по России за 2019 год рассмотрено 66147 жалоб (кстати, на 3,3% возросло количество жалоб по сравнению с 2018 годом).

В настоящее время антимонопольный орган сталкивается с проблемой подачи жалоб профессиональными жалобщиками. При чем, обжалованию подлежат в основном закупки свыше 10 миллионов рублей на строительство и капитальный ремонт социально значимых объектов.

Изменения планируемые  Подача жалоб будет возможна только посредством единой информационной системы, равно как и уведомление участников процедуры рассмотрения такой жалобы о дате, времени и месте.

 

Планируется введение универсальной предквалификации на торгах –если проводится конкурентная закупка с НМЦК от 20 млн руб., заказчик будет требовать от участника, чтобы тот имел успешный опыт исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ. Его цена должна быть не менее 20% НМЦК. Предмет закупки не будет иметь значения. Потребуется установить это положение в случае, если заказчик не применял доптребований к участникам закупки. Если требование к опыту будет предусмотрено, при подаче жалобы понадобится указать номер реестровой записи контракта.

 

Законодательство в указанной сфере в настоящее время претерпевает изменения. Цели, поставленные ФАС России для совершенствования Закона о контрактной системе, следующие:

-В целях стимулирования участия в торгах на законодательном уровне предлагается ввести рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет автоматически формироваться в единой информационной системе на основании анализа количества исполненных контрактов, их стоимости и качества исполнения контрактов участником закупки. Контракты исключительно по 44-фз и 223-фз. Указанное будет влиять на размер обеспечения заявок на участие в закупке, объективную оценку участника закупки.

 

-Возможность заказчика устанавливать не более 5 характеристик закупаемого товара  в совокупности, что сократит время на подготовку самой заявки.

Помимо этого, уже часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе изложена в новой редакции, которая действует с 01.01.2020 (Федеральный закон от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

Старая редакция

Новая редакция

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

 

- Ранее наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона), а теперь это обязательно для всех закупочных процедур, кроме электронного запроса котировок, независимо от того, применяется ли нацрежим. Информация о стране происхождения товара нужна и в случаях, когда товар поставляют при выполнении закупаемых работ или оказании закупаемых услуг;

-Электронный аукцион по всем видам закупок (товаров, работ, услуг) проводить через 2 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе (сейчас через 4 часа и только по строительным торгам).

- При проведении электронных процедур (закрытых электронных процедур) формировать и подписывать документы о приемке нужно будет в электронной форме.

Необходимо обратить внимание на следующие моменты применения Закона о контрактной системе.

1. Излишняя детализация объекта закупки, характеристики которого содержатся в технической части такой документации.

Закон о контрактной системе не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар с момента подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и  (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

К такому выводу приходят суды, анализируя нормы статьи 33 Закона о контрактной системе, содержащей правила описания объекта закупки, нарушение которых свидетельствует об ограничении количества участников закупки или ограничению доступа к такому участию (решение Верховного Суда РФ от 09.02.2017 АКПИ16-1287).

2. Описание объекта закупки не приведено в соответствие с КТРУ

При проведении закупки заказчик обязан использовать каталог товаров, работ и услуг (КТРУ). Если закупаемая позиция есть в каталоге, ее наименование и характеристики нужно указать в соответствии с ним.

Нарушение, если:

- наименование объекта закупки отличается от указанного в КТРУ;

- описание объекта закупки составлено без учета характеристик позиции из КТРУ;

- заказчик не обосновал необходимость привести дополнительные характеристики объекта закупки.

3. При проведении закупок на оказание услуг по дератизации (уничтожение грызунов) и дезинсекции (уничтожение членистоногих), исходя из положений статьи 31 Закона о контрактной системе, с учетом практики Верховного суда Российской Федерации, в частности определение от 12 января 2018 г. N 310-КГ17-14344, Заказчик обязан устанавливать требование к участникам закупки о наличии у них лицензии.

Суд отмечает, что в силу пункта 3 Положения о лицензировании от 16.04.2012 № 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ», и в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и  подлежит лицензированию.

При чем работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию не только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи.

4. В соответствии с частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Таким образом, заказчик не уполномочен требовать представление в составе вторых частей заявок документы, предусмотренные в рамках части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

Реестр недобросовестных поставщиков

Количество обращений в целом по России за 2019 год составило 27599 (рост на 95,5% по сравнению с 2018 годом).

Только Тульским УФАС России рассмотрено 256 обращений заказчиков о размещении сведений в реестре недобросовестных поставщиков, в результате чего, включено в реестр 60 хозяйствующих субъекта.

 

Основания включения - уклонение от заключения контракта

Нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Пример Учитывая принятие участником закупки активных действий по информированию заказчика о незначительной ошибке в перечислении денежных средств (917 рублей вместо полагающихся 1 375,50 рублей). При этом общество за сутки до оформления протокола о признании его уклонившимся от заключения контракта перечислило недостающие денежные средства, что свидетельствует об отсутствии пренебрежительного отношения к обязанностям, установленным законом. Допущенная ошибка в расчете суммы обеспечения не повлекла существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.

Кроме того, обществом была представлена информация, подтверждающая наличие у него на момент размещения электронного аукциона товаров в количестве, необходимом для надлежащего исполнения всех требований заказчика.

Действия общества по самостоятельному выявлению совершенной ошибки и перечислению недостающей денежной суммы обеспечения свидетельствуют об отсутствии факта уклонения общества от заключения контракта.

Кроме того, общество объективно имело возможность заключить и исполнить контракт; в ходе аукциона им предложена наименьшая цена по сравнению с предложениями других участников; внесено обеспечение исполнения контракта; подписан и отправлен заказчику проект контракта; был в наличии товар для поставки.

Антимонопольный орган не обладает полномочиями по проведению внеплановой проверки при рассмотрении вопросов о включении в реестр недобросовестных поставщиков, выдача предписания невозможна.

Основание – односторонний отказ

Отсутствие в государственном (муниципальном) контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ.

То есть Закон о контрактной системе указывает лишь на необходимость закрепить в контракте саму возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства. При этом основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от договора установлены в ГК РФ и подлежат применению. Неуказание в контракте какого-либо конкретного существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для заявления одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права при наличии соответствующего основания в ГК РФ.

Стороны государственного (муниципального) контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта.

Несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю.

При этом по смыслу указанной статьи для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

Государственный (муниципальный) контракт считается расторгнутым по смыслу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе по истечении десяти дней с момента, когда считается доставленным первое из юридически значимых сообщений.

Для расторжения контракта нужно подтвердить дату, когда заказчик узнал о вручении поставщику соответствующего решения

Чтобы расторгнуть контракт, заказчик должен подтвердить дату, когда он узнал о вручении решения поставщику.

Пример Заказчик расторг контракт из-за нарушений со стороны поставщика. Решение о расторжении он выслал заказным письмом без уведомления. Дату вручения письма - 19 сентября заказчик определил по трек-номеру отправления на сайте Почты России. По электронной почте решение было направлено также без подтверждения получения. Через 10 дней заказчик расторг контракт.

УФАС отказалось вносить сведения о поставщике в РНП, поскольку заказчик нарушил порядок расторжения контракта.

Заказчик попытался оспорить решение УФАС. В ходе судебного разбирательства было получено подтверждение от Почты России, что письмо вручено 19 сентября. Это же следовало из распечатки с ее сайта. Однако суд в иске отказал. Заказчик не смог подтвердить дату, когда он узнал о вручении письма. Именно с этой даты исчисляется 10-дневный срок расторжения контракта (а не с даты вручения письма).

Постановление АС Центрального округа от 06.11.2019 по делу N А14-24095/2018

 

Срок направления сведений для включения в реестр недобросовестных поставщиков неукоснительно должен быть соблюден - в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта, с даты расторжения контракта.

 

В 2019 году Управлением рассмотрено 24 жалобы на действия субъектов контроля Тульского УФАС России при осуществлении закупок, проводимых в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов указанных закупок составила  1 226 372 000,00 рублей.

Из них в рамках следующих национальных проектов рассмотрено:

- «Демография» - 7 жалоб;

- «Здравоохранение» -  7 жалоб;

- «Образование» - 4 жалобы;

- «Производительность труда и поддержка занятости» - 2 жалобы;

- «Жилье и городская среда» - 2 жалобы;

- «Цифровая экономика» - 1 жалоба;

- «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 1 жалоба.

По результатам рассмотрения указанных  жалоб 5 были признаны обоснованными, Управлением были выданы обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений закона о контрактной системе в сфере закупок.

Также в 2019 году в рамках поручения ФАС России Управлением было проведено 36 проверочных мероприятий закупок, проводимых в рамках национальных проектов, из них:

-  «Демография»- проверено 9 закупок;

- «Производительность труда и поддержка занятости» - проверено 2 закупки;

- «Здравоохранение» -   проверено 17 закупок;

- «Образование» -  проверено 2 закупки;

- «Жилье и городская среда» - проверено 4 закупки;

- «Экология» - проверена 1 закупка;

- «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - проверена 1 закупка.

Общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов указанных закупок составила  124 461 000,00 рублей.

По итогам проведения контрольных мероприятий Управлением было выявлено 4 закупки, проведенные с нарушением требований закона о контрактной системе в сфере закупок.

Все должностные лица, виновные в нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, привлечены Тульским УФАС России к административной ответственности.

Наверх